Автор проекта: Оглоткина А.Г. (1958 г.р.) МОУ «Ибресинская СОШ № 1» Ибресинского района Чувашской Республики. Тема проекта: «Реализация метода проекта в формировании нравственных ценностей на уроках литературы». Проблема: Что является необходимым условием становления духовности? Как решить ту проблему? Цель проекта: Заставить ученика по-настоящему мыслить на уроках литературы, ученик должен уметь, непосредственно опираясь на текст, дать свое личное восприятие. Задачи проекта: 1. Формирование системы духовных ценностей и нравственных ориентиров. 2. Освоение определенного круга чтения. 3. Овладение литературно-теоретическими знаниями и методами анализа художественного текста. 4. Обучение литературно-творческой деятельности. Основополагающий вопрос: Как разбудить духовное начало в детском инстинкте? Как приучать его к чувству ответственности за совершаемые поступки, за сказанное слово? Самостоятельные исследования учащихся: 1. Работа с разными источниками информаций. 2. Изучение жизни и творчества писателей. 3. Чтение произведений. Оформление результата проекта: Написание отзыва о книге, о героях, эпизодах. Срок реализации проекта: 5-6 уроков. Краткая аннотация проекта: Данная реализация метода проекта на уроках литературы проводится с целью развития творческих способностей учащихся при работе над темой. Большое внимание в проекте уделяется созданию прочной языковой базы, обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных умений, расширению кругозора учащихся. Проект помогает учащимся глубже познать свои чувства, приучает к стройному и последовательному мышлению, повышает самоуважение, развивает интерес к творчеству и самостоятельному поиску нужной информации. В процессе проектирования учащиеся должны подойти к осознанию важности данной проблемы. Возраст: 8-9 классы. Введение Метод проектов приобретает в настоящее время все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная работа позволяет нам создать на уроках литературы исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. В процессе работы над проектом учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта. Работая над проектом, школьники учатся работать «в команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. Важным моментом в работе является создание проблемных ситуаций. С этой целью используются различные методические приемы: - помочь школьникам выявить противоречия и предложить найти способы их разрешения; - предложить учащимся делать сравнения, обобщения, выводы. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, активным вовлечением учащихся в учебную деятельность, позволяет создать условия для развития личности школьника. Ниже приведем пример реализации проекта на уроках литературы. Тип проекта: смешанный (проектико-ориентированный и исследовательский проект). Продолжительность проведения: 5-6 уроков. Проблема: Что является необходимым условием становления духовности? Как решить эту проблему? Цель: заставить ученика по-настоящему мыслить на уроках литературы; ученик должен уметь, непосредственно ориентируясь на текст, дать свое личностное восприятие. Задачи: 1. Формирование системы духовных ценностей и нравственных ориентиров. 2. Освоение определенного круга чтения. 3. Овладение литературно-теоретическими знаниями и методами анализа художественного текста. 4. Обучение литературно-творческой деятельности. Проблема духовности не менее важна для современной России, чем актуальные проблемы экономики и политики. От этих духовных ориентиров, в соответствии с которыми будет строить свою жизнь российское общество, во многом зависит настоящее и будущее всех сфер его жизни. В особенности это касается образования, в основе которого воспроизводятся общественный интеллект, духовные основы личности, человек в целом, в единстве его универсальных творческих возможностей. Литература – это философия жизни. Она учит жить. Как правильно довести до ученика сложные законы жизни, о которых предупреждает тот или иной писатель, поэт через произведение? Уроки литературы – это путь, по которому учитель и ученик идут вместе. Именно на уроках литературы через художественное произведение ученик познает вопросы жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти, красоты, гармонии и счастья. В школьном курсе литературе на первом месте должно стоять освоение духовного богатства, заключенного в литературе. Хочется подчеркнуть огромную ответственность нашей профессии – ведь мы формируем душу ребенка, его святая святых – внутренний мир. Жизнь часто испытывает человека на прочность. Она нелегка, часто преподносит такие жизненные ситуации, когда кажется, что выхода никакого нет. Как быть? Что делать? Как выстоять? Мы, учителя литературы, вынуждены обращаться на своих уроках к таким произведениям, которые учат силе духа, делают человека несгибаемым, умеющим противостоять сложностям жизни. Хочется привести уроки литературы, проведенные в форме проекта в 8 «в» классе по теме «Жизнь дана на добрые дела» (урок – лирическое откровение по поэме М.М. Пришвина «Фацелия») и в 9-ом классе по теме «Нравственная духовная красота главных героев рассказа И.С. Шмелева «Неупиваемая чаша».
В нашей жизни много тайн, но самая великая тайна – наша душа. Какие глубины в ней таятся? Пришвин поможет нам рассказать мир в себе самом. Как он это делает в поэме «Фацелия». Вселенная – Я и мир. Человеческое общество – Я в мире. Мир во мне: Добро, Любовь, Смысл Жизни. Попробуем разобраться в сложнейших вопросах человеческой жизни. Открываем пришвинские миниатюры, которые учат нас мудрости, пониманию жизни. Каждая группа (а их 5) работает по своей миниатюре. Задания: 1. Выразительно прочитать миниатюру. 2. Ответить на вопросы. 3. Написать отзыв по данной миниатюре. 4. Найти ключевые слова, составить синквэйны. Урок по рассказу И.С. Шмелева «Неупиваемая чаша» был проведен в форме презентации проектов. Учащиеся были разделены на 4 группы. У каждой группы была своя тема, свой основополагающий вопрос. Каждая группа провела исследовательскую и поисковую работу по каждой своей теме и сделала свои выводы. Наша задача была – написать творческую работу. Каждая группа представила свое мини-сочинение. В ходе работы учащихся над проектом я пришла к выводу: дети самостоятельно умеют подбирать материал, они умеют сплотиться в определенных ситуациях, приходят на помощь, стараются делать работу на высоком уровне. И самое главное, дети умеют анализировать свою работу и работу остальных групп. Заключение Я не ставлю интерактивные методы превыше всех других. Есть, конечно, и положительные, и отрицательные стороны. Понимание их силы и слабости не только не должно помочь извлечь из данных методов как из педагогического средства максимум пользы, но и увидеть ее развитие в перспективе. Это, конечно, хорошо, что учащиеся сами приходят к выводам, ставят свои цели, задачи. На таких уроках меньшая роль отводится учителю. Мы привыкли, чтобы наши дети слышали голос учителя, его искреннее слово ученику. Образное слово писателя, учителя может помочь только тому, кто нуждается в помощи, ищет ее. |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|
|